О богах обычно судят по свидетельствам их интереса в мирских делах. Однако довлеющей вере в активное участие божеств в земных делах можно возразить указанием на явную апатию и безразличие со стороны богов во время чумы или голода. Ни в чем, начиная от божественного вмешательства в легендарные свершения и кончая проявлениями в будничной жизни, не удается найти какой-либо закономерности в активности богов Тамриэля. Помыслы богов скорее представляются несвязанными, или в лучшем случае не ограниченными текущими заботами мира смертных. Однако существуют и исключения. Многие исторические записи и легенды указывают на прямое вмешательство одного или нескольких богов во времена крайней нужды. Многие героические сказания повествуют о божественных благословениях, ниспосылаемых на героических персонажей, когда те трудились или совершали подвиги во имя божества или его храма. Некоторые из наиболее могущественных артефактов современного мира изначально были получены владельцами именно в качестве подобной награды. Также имеются сведения, что жрецы высших рангов способны временами молить свое божество о благословении или помощи в случае необходимости. Истинная природа подобных контактов и ниспосланных благословений является предметом для всяческих спекуляций, поскольку храмы держат подобные связи в священном секрете. Прямой контакт подкрепляет предположение о том, что богам известно существование мира смертных. Тем не менее, во многих случаях те же самые боги ничего не делают перед лицом страданий и смерти, как если бы не испытывали потребности во вмешательстве. Таким образом возможно сделать вывод о том, что мы, смертные, так и останемся способны понять лишь малую толику мотивации и логики этих существ. Одной из определяющих характеристик всех богов и богинь является их заинтересованность в почитании и людских деяниях. Деяния в форме священных поисков суть лишь одно из множества явлений, привлекающих внимание божества. Деяния повседневной жизни, подчиняющиеся уставам и обетам отдельных храмов, как предполагается, импонируют божеству. Исполнение обрядов в храме также может привлечь внимание божества. Эти обряды различаются в зависимости от божества. Их результат не всегда очевиден, но жертвоприношения и подношения обычно считаются необходимыми хотя бы ради надежды снискать расположение божества. Хотя и имеются свидетельства прямого вмешательства в повседневную жизнь храмов, присутствие божества в земной жизни вызывает множество противоречий. Традиционная пословица Лесных Эльфов гласит: "Что для одного чудо, то для другого стечение обстоятельства." В то время как одним богам приписывается активное участие в повседневной жизни, другие известны отсутствием интереса к текущим делам. Высказывались теории о том, что боги, по сути, черпают свою силу из таких явлений, как почитание молитвой, жертвой или свершениями во славу. Можно даже предположить, что количество почитателей данного божества может отразиться на его общем статусе среди других богов. Это моя собственная гипотеза, основанная на явной способности крупных храмов получать благословение и помощь от своего бога с большей легкостью, чем это удается более мелким религиозным учреждениям. Наличествуют данные о существовании в нашем мире духов, обладающих такой же способностью использовать действия и свершения смертных для самоусиления, как то делают боги. Точное понимание природы таких существ позволит нам с большей определенностью установить и связь между божеством и его почитателями. Допущение о существовании подобных духов приводит нас к предположению о том, что такие духи могут быть даже способны подняться до уровня бога или богини. Мотусуо из Имперской Семинарии предполагает, что эти духи могут представлять собой останки богов или богинь, которые со временем утратили всех или большую часть своих поклонников и деградировали до более ранней и низшей формы. Приверженцы Старой Школы утверждают, что они не боги, а просто более или менее великие духи. Возможно, все три теории могут оказаться верны.
|