Нам, тем, кто сведущ в Старой Школе, хорошо известно о существовании духовного мира, недоступного непросветленным. Подобно тому, как простой житель королевства не ведающий о тайных политических интригах, может видеть в новом налоге или военных приготовлениях лишь каприз судьбы, многие взирают на наводнение, голод или безумие с беспомощным непониманием. Сие прискорбно. Как сетовал великий Квилиан Дарнижаан, "Сила невежества может расколоть эбонит как простое стекло." Так откуда же происходят эти духовные силы, приводящие в движение невидимые струны Мундуса? Любой неофит из Артеума знает, что эти духи суть наши предки - и что их, при жизни, тоже тревожили духи их предков, и так далее, вплоть до изначальной Ахарьи. Даэдра и боги, которым поклоняются простые люди, есть ни что большее, чем духи высших мужчин и женщин, чья сила и страсть даровали им великое могущество в послемире. Несомненно, в этом наша истина и наша религия. Но как это знание помогает нам в выполнении священного долга селлифрнсае, или же в "веских и праведных" назиданиях низшим людям? Во-первых, несложно понять необходимость как наделения праведного человека большой силой, так и превращения могущественного человека в праведника. Мы осознаем многие опасности, которые представляет собой сильный тиран - он плодит жестокость, которая питает Даэдру Боэта и ненависть, питающую Даэдру Верниму; если он умрет, совершив особо страшное злодеяние, он может после править в Забвении; а хуже всего то, что он вдохновляет других злодеев искать власти, а правителей - приветствовать зло. Зная об этом, мы исповедуем терпение, когда имеем дело с подобными деспотами. Их следует делать ущербными, унижать, доводить до ничтожества, заключать в тюрьму. Иные советники предлагают убийство или войну - что, помимо отсутствия духовного значения, весьма дорого и может принести по меньшей мере столько же боли невинным, как правление самого свирепого диктатора. Нет, мы собиратели сведений, благородные дипломаты - но не революционеры. А что означает "праведность" наших советников? Мы верны лишь Старой Школе - важно всегда помнить о духовном мире, раскрывая глаза на физический. Совершение обрядов Моавита на 2-е Месяца Огня и Вигильд 1-го Месяца Сева- вот средство укрепить спасительных духов и истощить нечистых. Как же, тогда, мы храним верность и тем, при ком служим советниками, и Острову Артеуму? Возможно, лучше всего это высказал мудрец Тахерит: "В Мундусе борьба и неравенство суть то, что приносит перемены, а изменчивость есть самая сакральная из Одиннадцати Сил. Изменчивость - это сила, не имеющая цели и истоков. И долг прилежного Псиджика ["Просветленный"] умалять изменчивость, когда она приносит алчность, чревоугодие, праздность, невежество, суеверие, жестокость... [здесь Тахерит перечисляет остальные 111 Растрат духа], и поощрять изменчивость там, где она приносит искусство, красоту, счастье и просветление. Для этого у человека есть один советник: Его разум. Если человек, которого наставляет Псиджик, действует во зло и несет оэгнитр ["плохие перемены"], и его не вразумить иным способом, то долг Псиджика уравновесить оэгнитр любыми необходимыми мерами [выделено мной]." Ученик Старой Школы действительно может стать союзником светского правителя - но это опасные отношения. И тут недостаточно верного выбора личности. Если лорд отвергнет мудрый совет и прикажет Псиджику (используя термин Тахерита, ныне вышедший из употребления) совершить нечто, противное учению Старой Школы, то выбор будет невелик. Псиджик может подчиниться, хотя бы и неохотно, и станет добычей темных сил, борьбе с которыми посвятил свою жизнь. Псиджик может покинуть своего повелителя, навлекая тем самым позор и на себя и на Остров Артеум, и едва ли ему позволят вернуться домой. Или же Псиджик может просто убить себя.
|